Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан санаторий для детей, в том числе для детей с родителями «ДУСЛЫК» города Уфа
450075, г. Уфа, ул. Р.Зорге, д. 71/1.
+7 (347) 235-73-04
ufa.duslik@doctorrb.ru
Ежедневная информация о мероприятиях в санаторий "Дуслык" г. Уфа Вконтакте

Совет педагога

5 февраля 2018

СОВЕТ ПЕДАГОГА

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

 «Давай поиграем!» — как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка.

« И что же он слышит в ответ?

«Да некогда мне…Не могу.. Я устала… Тороплюсь….Не успеваю…» — говорим мы своему ребенку.

«Иди, поиграй» — мы говорим детям .

И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся,  в какие-то любовные романы из современных сериалов…

В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шопинг, бизнес…

То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм — индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.

Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:

1) непонимание взрослыми важности игры;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

3) неадекватная политика чиновников;

4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:

5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;

6) полное отсутствие игры в школе;

7) жесткое программирование свободного времени детей;

8) технологизация и коммерциализация детской игры.

         К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить детей к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Взрослые не играют вместе с ребёнкомСегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр. Это новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Но, детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом.

Игра — что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество.

 А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?

— произвольное поведение, познавательные процессы;

— в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что

ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий;

— в игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;

— в игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.

Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо — все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.

В игре ребёнок обучается:

  • эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей;
  • переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;
  • осознать своё реальное место среди других людей;
  • уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых — закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности;
  • надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие;
  • свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений;
  • переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми).