Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан санаторий для детей, в том числе для детей с родителями «ДУСЛЫК» города Уфа
450075, г. Уфа, ул. Р.Зорге, д. 71/1.
+7 (347) 235-73-04
ufa.duslik@doctorrb.ru

Советы логопеда

16 февраля 2016

Нарушение речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Занятие с логопедом, наиболее эффективны до обучения ребенка грамоте и письму. Ведь если ребенок неправильно произносит звуки, это может не только отразиться на его отношениях со сверстниками, но и вызовет нарушение чтения и письма, исправить которые будет уже гораздо сложнее. А значит, их можно было бы избежать, вовремя обратившись к логопеду для детей.

В три года малыш умеет говорить о себе в первом лице – используя местоимение «Я». В возрасте трех лет дети употребляют практически все части речи (кроме деепричастий), используют личные и притяжательные местоимения. Ребенок задает Вам ориентировочные вопросы: «Где? Куда? Откуда?». И главный вопрос для познания окружающего мира «Почему?». Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами.

Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи, и ребенок пробует разные варианты произношения. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «Р», не совсем четко произносить твердый звук «Л». Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки.

Но, если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.

Иногда родители детей постарше говорят, что им не нужен логопед по простой причине: «Он у меня разговаривает. И я его отлично понимаю». Но на практике многие дети, приходят к логопеду, имеют скудный словарный запас. Например, мальчик любой головной убор называет «шапка». Хотя на рисунке ему предъявлялись: панамка, кепка, бейсболка, чепчик, фуражка и колпак. Описывая яблоко, дети чаще всего называют его цвет и форму: «красное, круглое». А ведь у яблока много и других определений: твердое, сочное, сладкое, крупное, чистое, гладкое, вкусное и т.д.
К пяти годам:

Ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.

Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.

Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».

Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», «Коля достал мяч из-под лавки».

Четко знать: «право-лево», «вчера-сегодня-завтра».

Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов. Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе к соответствующим заменам букв на письме: «зук» — жук, «казета» — газета, «астобаф» — автобус, «чашы» — часы. Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда. Поэтому, дорогие родители, помните, что Вы в ответе за будущие успехи Вашего малыша. И, если Вы, прочитав эту статью, задумались и все же решили обратиться к логопеду, то мы всегда рады помочь Вам и Вашему ребенку.

Задачи осуществляемые логопедом в процессе практической деятельности:

— Единство коррекции недостатков речи с развитием всей познавательной деятельности дошкольников и школьников.

— Комплексное развитие речи направленное на:

а) формирование правильного звукопроизношения;

б) развитие фонематического слуха и восприятия;

в) обогащение и развитие словаря;

г) развитие грамматического строя речи;

д) формирование связной речи;

В нашем санатории мы проводим проверенные и эффективные методики и программы включающие в себя: дыхательные упражнения, массаж мышц речевого аппарата, формирование фонематического слуха, лексико-грамматические уроки, а также пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Для меня главное — это результат!

Индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком по отдельности. Это является заметным преимуществом по сравнению с подгрупповыми занятиями.

Индивидуальные логопедические занятия рекомендуем детям с нарушением артикуляционного аппарата и нарушениями в речи. Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас. Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения Вашего ребенка. Индивидуальные занятия не являются продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и Вашим малышом.

Подгрупповые занятия проводим с небольшой подгруппой детей (4-6 человек), примерно одного возраста. При котором дети имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении. Во время подгрупповых занятий проводим различные игры и упражнения, направленные на постановку отсутствующих звуков.

Нами были разработаны определенные логопедические программы. Все они направлены на коррекцию нарушения и на освоение детьми коммуникативной функции языка.

С детьми 3–5 лет

по преодолению задержек речевого развития

коррекции звуковой стороны речи
На каждом занятии через игры и игровые упражнения решаются задачи развития слухового и слухоречевого внимания, развития и активизации артикуляционной моторики, пополнения активного словаря.

С детьми 5 – 7 лет

по преодолению нарушений звукопроизношения

подготовка к обучению грамоте

преодоление нарушений темпа и ритма речи

развитие связной речи
Занятие с логопедом проводим согласно стандарту оказания санаторно-курортной помощи с учетом основного заболевания (по данным санаторно-курортной карты, выданной территориальной медицинской организацией),а также оказываем консультацию и коррекционные занятия на платной основе.
Мы рады Вам помочь, будьте здоровы!!!

 

Логопед Баширова Эльза Мунировна.